Назад

 

Лечебная физическая культура при дефектах осанки,

сколиозах и плоскостопии

Осанка — привычное положение тела в положении стоя и сидя.

Обычно она оценивается в положении стоя. Обследуемый должен стоять, не напрягая мышцы. При правильной осанке голова и туловище находятся на одной вертикальной линии, плечи развернуты, слегка опущены, и находятся на одном уровне, лопатки прижаты, физиологические кривизны позвоночника выражены нормально, грудь слегка выпуклая, живот втянут, ноги выправлены в коленных и тазобедренных суставах.

При исследовании осанки последовательно определяют положение головы, плечевого пояса, выраженность физиологических кривизны позвоночника, пропорциональность треугольников талии. Дефекты осанки. Они заключаются в изменении положения туловища, плечевого пояса и таза, головы вызывающем увеличении или уменьшении физиологических изгибов позвоночника. Основными вариантами дефектов осанки являются: круглая, кругловогнутая и плоская спина, (рис 1)

 

Рис 1. Форма Спины

а - нормальная, б- круглая, в- плоская, г- кругловогнутая

Круглая спина характеризуется увеличением грудного кифоза и уменьшением шейного и поясничного лордоза. При этом дефекте осанки грудь западает, плечи выдаются вперед и свисают, лопатки отступают назад,живот выпячен вперед. Кругловогнутая спина отличается увеличением грудного кифоза и поясничного лордоза. При этом дефекте происходит уплощение грудной клетки, живот выступает вперед. Плоская спина характеризуется уплощением всех физиологических изгибов. Уменьшается рессорное свойство позвоночника, что может привести к компенсантторному изгибу во фронтальной плоскости - сколиозу.

Реже других дефектов осанки встречаются сутуловатость. При сутуловатости увеличен грудной кифоз и уменьшен поясничный лордоз. К распространенным дефектам осанки относится также ассиметричная осанка, характеризующая чрезмерной по сравнении с нормальной асимметрией между правой и левой половинами туловища. Позвоночник при этом представляет собой мало выраженную сплошную дугу с вершиной, обращенной влево или вправо. Отмечается умеренная асимметрия в развитии правой и левой половины грудной клетки и незначительная неравномерность треугольников талии. Имеет также место низкое положение одного из плеч.

Асимметрия осанки не является сколиозом и должна быть отдифферинцирована от него.

Дефекты осанки не только не красивы, но и ухудшают функцию внутренних органов. Уменьшение амплитуды движения грудной клетки и диафрагмы нарушает функцию органов дыхания, при этом ухудшаются условия для работы сердечно-сосудистой системы. Уменьшение колебаний внутрибрюшного давления оказывает неблагоприятное влияние на желудочно-кишечный тракт. У детей с дефектами осанки часто отмечаются плохой сон и аппетит. Внимание у них понижено, координация движения плохая. Они обычно замкнуты, нерешительны, мало участвуют в играх сверстников.

Предупреждение дефектов осанки заключается в рациональном физическом воспитании и в соблюдении гигиенических правил жизни дома и


 

в школе. Ребенок должен спать на ровной жесткой постели, правильно сидеть за партой и столом, длительно не носить груз в одной руке.

Лечебная физическая культура обеспечивает одновременно морфологическую коррекцию, формирует навык правильной осанки, улучшает общее состояние ребенка, функцию сердечно-сосудистой, дыхательной и других систем, укрепляет мышцы, особенно туловища.

Под морфологической коррекцией подразумевается исправление угла наклона таза, нарушений физиологических кривизн позвоночника, нарушений положения и формы грудной клетки, живота, плеч, лопаток и головы.

В занятия лечебной физической культурой включают различные Общеразвивающие упражнения для рук, ног и туловища. Для крепления мышц туловища широко используется исходное положение лежа. В положении лежа на спине применяются упражнения с различными движениями ног: подъем ног, отведения с сведения, круговые движения и переход из положения лежа в положение сидя. В положении лежа на животе - отведения ног назад, отрывая голову и плечи, одновременное отведение ног и прогибание туловища назад, отрывая голову и плечи, одновременно отведения ног и прогибания туловища. Все эти упражнения выполняются в медленном темпе.

Применяются упражнения со статической задержкой в положение прогибания туловища и в сближении лопаток. В исходном положении на четвереньках выполняются упражнения в поднимание руки и ноги и прогибания туловища. При круглой спине это положение используется более широко для увеличения подвижности позвоночника в грудном отделе и переднезаднем направлении.

Выработка навыка правильной осанки - это длительный процесс. Ребенку приходится многократно объяснять и показывать, что такое правильная осанка. На каждом занятии перед зеркалом он должен принимать правильную осанку и хорошо почувствовать свои    мышечные усилия,


 

необходимые для ее удержания. Для воспитания мышечно-суставного чувства правильной осанки применяются также упражнения у стены: ребенок касается стены затылком, плечами, ягодицами и пятками, и затем отходя от нее, сохраняет правильное положение. На занятии очень важно неоднократно фиксировать внимание ребенка на правильной осанки и сразу же исправлять все ошибки.

Выработка правильной осанки помогают специальные упражнения, требующие устойчивого внимания: упражнения в равновесии, ходьба с предметами на голове, игры в которых ребенок должен следить за своей осанкой.

СКОЛИОЗ   -   это   искривление   позвоночника   во   фронтальной

плоскости, которое обычно сопровождается скручиванием позвонков вокруг вертикальной оси. Различают простые сколиозы ( позвоночник имеет одну дугу искривления ) и сложные (с противоискривлениями). К сложным относятся S- образные и тройные сколиозы, имеющие три дуги искривления, (рис 2).

Рис 2. Виды сколиозов:

а - правосторонний, б - левосторонний, в - S-образный

В зависимости в каком отделе находятся сколиозы и куда смотрит выпуклая часть дуги искривления, их называют : правосторонний грудной сколиоз, левосторонний поясничный и т. д . Сколиозы бывают 3 степеней.

I степень - функциональная форма: при напряжении мускулатуры в положении руки за головой сколиоз исчезает.


 

II степень - промежуточная форма: при активном напряжении мышц спины
сколиоз остается. Выпрямление позвоночника достигается только при его
вытягивании весом тела ( при висах).

III  степень - фиксированная форма: характеризуется стойкой деформацией
позвоночника и грудной клетки с резко выраженной торзией (скручиванием)
позвонков и появлением так называемого реберного горба - со стороны
выпуклости дуги искривление ребра западают, с другой стороны они
приподняты.

Выраженные сколиозы могут в большей мере, чем нарушения осанки, отрицательно влиять на функцию сердечно-сосудистой и дыхательной систем. ЛФК, оказывая общеукрепляющее действие на весь организм, улучшая деятельность внутренних органов, совершенствует физическое развитие ребенка, улучшает осанку, укрепляет мышцы туловища и может при сколиозе I степени устранить искривление, при сколиозе II степени остановить развитие патологического процесса и уменьшить искривление. При сколиозе III степени в случае консервативного лечения физическими упражнениями оказывается общетонизирующее воздействие и осторожно проводится укрепление мышц.

В методике занятий лечебной физической культурой (ЛФК) при сколиозах I степени соблюдаются те же принципы, что и при дефектах осанки. Используются также дыхательные упражнения, упражнения совершенствующие координации движений. В основном применятся симметричные упражнения.

При сколиозах II степени в начале курса лечения применяются главным образом исходные положения лежа. Применение висов не показано, т.к. более сильные мышцы на вогнутой стороне позвоночника сокращаются сильнее, чем растянутые мышцы на выпуклой стороне. Упражнения для укрепления мышц туловища могут быть следующими:

1. руки к плечам. Поднимание головы и верхней части туловища (не

прогибаясь в пояснице).


 

2.     руки вверх. Тоже движение;

3.     ноги назад поочередно (незначительно прогибаясь в пояснице). Тоже
двумя ногами;

4.     движение руками как при плавании брассом;

5.     руки за голову. Прогибание в грудной части и удержание этого
положения;

6.     «рыбка»;

Выполняемые в положение лежа на спине;

1.     поднимание прямых ног поочередно и одновременно;

2.     переход в положение сидя с различными упражнениями для рук.
При прогрессирующем сколиозе проводят лечения в стационарах.

Плоскостопие.  Это - уменьшение  сводов  стопы.  Стопы

выдерживают тяжесть тела, обеспечивают плавность походки, амортизируя сотрясение тела при ходьбе и беге, прыжках. Эти функции стопы выполнят благодаря своему сводчатому строению. Различают два продольных (внутренний и наружный) и попеременный своды. Они поддерживаются связочным аппаратом и мышцами. Состояние стопы   выявляется   путем   оттиска   на   листе   бумаги   подошвенных поверхностей,  предварительно  смазанных маслом.  Стопы могут быть нормальными(1), полыми(2),уплощенными(3), и плоскими(4).

Для предупреждения плоскостопия следует укреплять мышцы голени и стопы и вырабатывать навык правильной ходьбы (не разводя носков).

Занятия лечебной физической культурой увеличивает силу мышц, поддерживающих свод стопы, благодаря чему удается остановить развитие плоскостопия, а при начальных стадиях исправить его. Применяются ОРУ для мышц рук, ног и туловища. Особое внимание обращают на укрепление мышц, поддерживающих свод стопы. К таким упражнениям относятся ходьба на наружных краях стопы, и на носках, сгибание пальцев ног, захватывание пальцами ног различных предметов и поднимание их прямой


 

ногой, приседание носки внутрь, пятки разведены, в положении со скрещенными ногами, лазание по гимнастической лестнице и канат с захватыванием пальцами ног реек и каната. Все упражнения для ног выполняются без обуви.

Полезно ходить босиком по песку и свежескошенной траве.

Применение ЛФК основано на разумном использовании естественной биологической функции организма, - движении. Выполнение физических упражнений вызывает ответные реакции всего организма, способствует тренировке и повышению функций всех его систем, оказывает общеукрепляющее влияние, поэтому ЛФК можно считать методом активной функциональной терапии. Занятия ЛФК оказывают лечебный эффект только при условии правильного, регулярного и длительного применения физических упражнений. Для этой цели разработаны: методика этих знаний, показания и противопоказания к их назначению, гигиенические требования к местам занятий, учёт эффективности и др.

Физических упражнений очень много и действие их на организм разнообразно. Для удобства использования физических упражнений в занятиях ЛФК они систематизированы. Эта классификация удобна и ей необходимо пользоваться. Все физические упражнения разделены на три группы: гимнастические, спортивно-прикладные, игры.

Гимнастические упражнения. Они представляют собой искусственные сочетания естественных для человека движений, разделённых на составные элементы. В ЛФК чаще всего применяются движения отдельных частей тела, выполняемые из определённых исходных положений, с заранее предусмотренным направлением, амплитудой, скоростью, а также степенью напряжения, расслабления и растягивания мышц. Это позволяет строго дозировать нагрузку и оказывать избирательное общее или местное воздействие. Применяя гимнастические упражнения, избирательно воздействуя


 

на отдельные мышечные группы или суставы, можно совершенствовать общую координацию движений, восстанавливать и развивать силу, быстроту движений и ловкость. Гимнастические упражнения можно выполнять без предметов , с предметами, на различных гимнастических снарядах и вдвоём.

Упражнения классифицируют по анатомическому признаку и в зависимости от методической направленности. В лечебной гимнастике применяются и так называемые «пассивные упражнения».

Упражнения без предметов служат для воздействия на отдельные части тела, суставы, мышцы и для качественного совершенствования двигательного аппарата.

Силовые и скоростно-силовые упражнения помимо общеукрепляющего воздействия оказывают и местное действие. Они используются с целью улучшения кровообращения, усиления обмена веществ, восстановления сниженной силы и скорости сокращений мышц и ускорения регенеративных процессов.

Упражнения на растягивание применяется для увеличения подвижности в тех или иных сочленениях, нарушенной в результате сморщивания мышц, связок, сухожилий или спаек после перенесённого воспалительного процесса. Эти упражнения не только способствуют увеличению амплитуды движений, но и вызывают анатомическую им биохимическую перестройку тканей, способствуя повышению их эластичности. Они содействуют растягиванию сращений в плевральной полости или спаек в брюшной полости. Важно помнить, что при растягивании мышц с нарушенной иннервацией или дегенеративно изменённых мышц может возникнуть опасность их перерастяжения. Упражнения на растягивание не должны вызывать значительной болезненности, так как при этом может возникнуть рефлекторнозащитное напряжение мышц, мешающее восстановлению подвижности в суставе.


 

Упражнения в расслаблении мышц, т.е. активное произвольное их расслабление, связаны с процессом дифференцированного внутреннего торможения в нервных центрах и вызывают в организме ряд совершенно определённых изменений - улучшение крово- и лимфообращения, активизацию процессов выделения углекислоты и утилизации кислорода клетками организма, более быстрое устранение явлений утомления, повышение работоспособности мышц, создание оптимального режима для функционирования всех органов и систем организма. Упражнения в расслаблении мышц следует применять при некоторых заболеваниях органов кровообращения. Расслабление мышц туловища и плечевого пояса облегчает дыхание при эмфиземе лёгких, бронхиальной астме, пневмосклерозе. Эти упражнения оказывают терапевтический эффект при болезнях органов пищеварения, печени, желчных путей и нарушениях обмена веществ. В сочетании с упражнениями на растягивание они содействуют увеличению подвижности суставов при ряде заболеваний опороно-двигательного аппарата. Благодаря тормозному действию, эти упражнения полезны при неврозах с преобладанием возбуждения.

Упражнения в статическом напряжении мышц применяется при лечении травм, когда конечность иммобилизована или ей должен быть обеспечен относительный покой без иммобилизации. Эти упражнения содействуют кровоснабжению повреждённых тканей, способствуя регенерации костной ткани и предупреждению атрофии мышц.

Упражнения в пассивных движениях используются при параличах, парезах и тугоподвижности суставов. Они выполняются с помощью подвижной своей конечности, а также с помощью инструктора ЛФК или при помощи специальных аппаратов - путём перемещения отдельных сегментов тела под действием силы тяжести («пародоксальные» движения). Этими упражнениями предупреждают образование тугоподвижности суставов, а импульсами с


 

проприорецепторов «проторяют» пути в двигательные центры коры головного мозга.

Упражнения в равновесии применяются при расстройствах функции вестибулярного аппарата различного происхождения, при вставании после длительного постельного режима, при нарушениях осанки. Эти упражнения способствуют улучшению функции вестибулярного аппарата, активизации или восстановлению тонических, статокинетических и вегетативных рефлексов и воспитанию правильной осанки.

Упражнения на координацию движений рассматриваются как самостоятельные, поскольку резко нарушенная при некоторых заболеваниях и повреждениях координация движений не восстанавливается при помощи только общих гимнастических упражнений. В связи с этим для восстановления координации, например, движений ногами используются простейшие гимнастические упражнения и упражнения для восстановления навыка правильной ходьбы.

Корригирующие упражнения используются для исправления различных деформаций позвоночника, грудной клетки, стоп и др. По своей сути это любые движения, выполняемые из определённого и.п., обуславливающего строго локальное воздействие. При этом сочетаются силовое напряжение и растягивание. Например, при сутуловатости корригирующее влияние оказывают движения в плечевых суставах, растягивании грудных мышц и упражнения для укрепления мышц спины; при плоскостопии - ходьба на наружном своде стопы и любые упражнения, укрепляющие длинные и короткие сгибатели пальцев.

Упражнения с отягощением и в сопротивлении усиливают влияние физических упражнений, укрепляют мышцы и повышают их эластичность, стимулируют процессы заживления мягких и костных тканей.

Спортивно-прикладные упражнения.  Эти упражнения способствуют


 

полноценному восстановлению функций и тренированности организма и отдельных его систем, а также воспитанию настойчивости и уверенности в своих силах. К этой группе относятся: ходьба, бег, метания, прыжки, лазание, целостные бытовые движения.

Игры. Они способствуют воспитанию и проявлению самообладания, настойчивости, воспитывают ряд ценных навыков поведения в коллективе. Однако существенным недостатком при использовании игр как лечебного средства является трудность дозировки и индивидуализации нагрузки.

Назад

Hosted by uCoz